Йотуны и ютулы

Не многим довелось повстречаться с троллем, но рассказы о тех, кто видел его, передавались из уст в уста, из поколения в поколение и дошли до нас в преданиях и быличках, балладах и сказках. Увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах — там он полноправный хозяин. Да и сам тролль с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. Поражают прежде всего исполинские размеры тролля. Ведь ещё бог-громовержец Тор, один из асов, однажды заночевал со своими спутниками в рукавице Скрюмира, приняв её за дом, а храп великана — за землетрясение. В топонимических преданиях рассказывается, как виновниками происхождения многих гор, расщелин и озёр стали именно тролли, что неудивительно, ведь предки норвежских троллей — великаны-йотуны стояли у истоков образования мира.
По-разному именуют норвежцы своих горных великанов. Древнескандинавское название «йотун» в поздней фольклорной традиции сохранилось как «ютул». Из глубины времён пришло и слово «рисе». В преданиях и быличках, как правило, встречаются все три имени — тролль, йотун (ютул) и рисе, в то время как в сказках великанов называют троллями.
Тем не менее слово «тролль» стало общим обозначением горного великана, а иногда и обозначением всей нечисти. Любопытно, что норвежское слово со значением «волшебство, колдовство» — тролльскап (troll-skap) — тоже имеет корень «тролль».

В Хедмарке есть одно глубокое, но не слишком широкое озеро — Вангсмьёса. В одной из быличек тролля по имени Рисе Длинноногий спросили, сможет ли он перейти это озеро. «Я смогу это сделать, даже штаны не замочив!» — ответил тот. Но когда он ступил в воду, она достала ему почти до подмышек. Тогда он решил подняться повыше, чтобы высушиться. Одной ногой он встал на гору на западной стороне озера, а другой — на гору на восточной его стороне...
Сила тролля под стать его размерам: он может запросто поднять большую скалу или многовековое дерево. А если уж тролли повздорят между собой, то земля дрожит от такой перепалки!

"Из тумана раздаётся вопль, такой громкий, что камни осыпаются с гор: «Я хозяин в Йотунхейме!» И очертания двух ютулов, схватившихся в яростной битве, видны над остроконечными вершинами. Дрожит гора, грохочет лавина. Смотри, кровь плещется, словно горное озеро, тёмное и глубокое!
Во всю ширь открываются небесные шлюзы. Хлещет потоками дождь, грохочет гром, словно небесные тела сталкиваются друг с другом, раз за разом с треском сверкают молнии: это Тор кидает свой молот в Йотунхейм! Прячьтесь, прячьтесь! Смотри, олени кидаются врассыпную, только камни летят из-под копыт: «Клип-клап, клип-клап — прячьтесь!»
Становится темно, как в могиле. В горе ворчат сердитые великаны. Огромный молот Тора загнал их туда, заставил спрятаться.
Мягко и тихо падает дождь. По каменистой пустыне далеко разносятся из расщелин и трещин звонкие голоса и рассказывают об ужасном происшествии. И в звенящей темноте сливаются они в монотонную песню — шелест жёлтой листвы, падающей с дерева жизни. Но далеко-далеко за горами всё ещё слышится глухое ворчание: «Я хозяин в Йотунхейме. Я хочу быть один. Не смейте нарушать мой покой — покой смерти
!"
Т. Киттельсен

Великаны могут разрушить любую гору и прорубить землю на много метров в глубину. После некоторых таких битв, по преданию, в горах появлялись глубокие расщелины, которые люди называли ютулхог — «след от топора ютула». Одно из самых известных таких мест — расщелина между долинами Гломдал и Рендал. Говорят, что это последствие вражды между ютулом из Гломдала и ютулом из Рендала.
Рендалский ютул, который жил на горе Сёленфьелль, завидовал своему соседу, гломдалскому ютулу с горы Тронфьелль, потому что по его владениям протекала широкая и глубокая река Гломма, а такой у рендалца и в помине не было. И вот однажды он решил прорубить гору Сёленфьелль, разделявшую долины, чтобы Гломма изменила свой ход и потекла по Рендалу. Он взял свой огромный каменный топор и рубанул по горе, но получилось недостаточно сильно, да и пришёлся удар совсем не туда, куда надо. Теперь люди называют это место Вешлехог («маленькая расщелина»). Ютул разозлился из-за своей неудачи и во второй раз ударил со всей силы. На этот раз появилась очень большая впадина. Но шум и грохот разбудили спящего гломдалского ютула, и он спросил, в чём дело. «Да вот, хочу прорубить проток для своих мельниц», — ответил рендалский ютул и замахнулся для последнего удара. Но тогда гломдалец окончательно проснулся и поднялся на ноги. Он ужасно разозлился, когда увидел, что происходит, и, подняв гигантский валун, запустил им в соседа. Валун попал рендалцу прямо в голову, и он упал замертво. На том месте до сих пор можно увидеть его могилу. Чуть-чуть не хватило ютулу, чтобы прорубить новое русло для Гломмы и направить её в Рендал. Однако благодаря ему образовалась глубокая и длинная расщелина — ютулхог.
Тёмными ночами обходят тролли свои лесные и горные владения. А в некоторых сказках говорится о том, что тролль живёт вовсе не в лесу и не в горах, а в волшебном замке Сория-Мория или же «к востоку от солнца, к западу от луны». Некоторые же люди утверждают, что настоящего тролля можно повстречать только в Доврских горах. Ведь не случайно выбирает знаменитый норвежский писатель Генрик Ибсен для своего Доврского деда такое прозвище. Доврские горы всегда были пустынными и дикими. В сознании людей они были символом всего самого страшного и опасного, что может быть связано с горами. К тому же, по преданию, ещё норвежский конунг Харальд Прекрасноволосый, объединивший Норвегию в единое государство в IX веке, прожил у йотуна Довре пять лет. Так великан отблагодарил конунга за то, что Харальд освободил его из плена. Там Харальд многому научился, а потом мудрый йотун помог ему стать королём.
Древние мифы рассказывают, что предки троллей, йотуны, жили в стране великанов — Йотунхейме. Эта страна располагалась на востоке или на севере, где-то на краю земли, в дикой и скалистой местности. Места обитания великанов были суровыми и неприглядными, а их самих окружали разные чудовища.
Существа, родственные троллям и йотунам, встречаются и в верованиях других народов.
В индуизме существует несколько демонических великанов — дайтий, сыновей младшей богини земли Дити, мечтавших захватить власть над миром. Наиболее интересны два из них — Хираниакша и Хираниакашипа.
Первый гигант назло богам утопил всю сушу в море. Увидев это, бог Вишну принял форму белого кабана (Шри Вараха), нырнул в воду и поднял на своих плечах землю. Он и убил Хираниакшу — причём их битва длилась тысячу лет. Разгневанный брат великана — Хираниакашипа — захотел отомстить богу. Он упросил Брахму даровать ему неуязвимость на определённых условиях: Хираниакашипа не должен был умереть ни на земле, ни в воздухе, ни от огня, ни от воды, ни днём, ни ночью, ни снаружи, ни внутри дома, ни от руки человека, бога или от животного, ни от одушевлённого или неодушевлённого объекта. Но смерть всё-таки настигла его. Во время одного из религиозных диспутов с сыном великан спросил у него, правда ли, что Вишну присутствует везде — даже в этой каменной колонне? Сын ответил утвердительно, и тогда Хираниакашипа разбил колонну, чтобы показать его неправоту. Но из колонны вышел Нарашимха — существо с головой льва: аватар (воплощение бога Вишну).
Он растерзал гиганта — ведь аватар не был ни человеком, ни богом, ни животным (а чем-то средним), смерть наступила от когтей (ни одушевлённый, ни неодушевлённый объект), вечером (ни днём, ни ночью), на пороге дома (ни внутри, ни снаружи), к тому же Хираниакашипа стоял на коленях (ни на земле, ни в воздухе).
Джентилаки (от латинского gentilis — «благородные») — гиганты из мифологии народа басков, живущего в Испании и Франции. Джентилаки были так велики, что вброд переходили море и со скуки перекидывались массивными скалами. У басков есть старинная игра с мячом — пелота. Её иногда связывают с «каменной» забавой джентилаков. Великаны были очень умны: они открыли выплавку металла, изобрели хозяйственные инструменты, научились выращивать злаки. Они исчезли (возможно, ушли под землю или бросились со скалы), когда в небе появилось светящееся облако, по другой версии — звезда, предвещавшая рождение Христа. На территории земель басков имеется несколько неолитических сооружений, пещер и холмов, которые якобы созданы джентилаками. До наших дней «дожил» лишь один из этих великанов — добряк Олентзеро, раздающий детям подарки под Рождество.
Японские демоны они имеют огромный рост, человекоподобный облик, звериные черты внешности — клыки и рога, а также некоторые странности типа лишних глаз или пальцев. Цвет их кожи может быть любым — например, красным (ака-?ни) или синим (ао-?ни). Они любят носить одежду из тигровых шкур и сражаются железными дубинами. Первоначально они считались добрыми духами, охраняющими людей от сил тьмы. Позже они превратились в отъявленных злодеев, стражей ада. Впрочем, изображение они до сих пор изредка применяется для отпугивания злых сил. Например, на крышах японских домов можно встретить головы они, выполняющие те же охранные функции, что и европейские статуи горгулий.
В греческой мифологии говорится о том, что на заре времён нашу планету населяли гиганты. Кронос (в римской мифологии Сатурн) — древнейший из них, сын Урана (Неба) и Геи (Земли), брат великанов гекатонхейров и одноглазых циклопов. Первые из них были чудовищно сильны, имели пятьдесят голов и сто рук, а вторые смотрели на мир всего одним глазом, зато были умны, упрямы и начисто лишены эмоций. Уран настолько боялся своих могучих детей, что заточил гекатонхейров и циклопов в подземное царство Тартар.
Впоследствии циклопы создали множество великих артефактов: лук Артемиды, шлем Аида (подземный бог передал его Персею, чтобы тот мог убить Горгону Медузу). Они работали помощниками бога-кузнеца Гефеста, а также по легенде построили огромные крепости в Тиринфе и Микенах.
Греки считали, что шум, исходящий из недр вулканов, — это звуки работы циклопов.
Ирландский эпос упоминает о фомори — племени гигантов, населявших Ирландию в древние времена. О них известно немного — считалось, что фомори были чем-то вроде богов (возможно, аналогом титанов). Согласно ирландскому источнику XI века «Lebor nа huidre» («Книга серой коровы»), у фомори было тело человека и голова козла. Некоторые из них имели один глаз, одну руку и одну ногу, другие, напротив, были весьма красивы.
Фомори сильно зависели от воды (возможно, даже жили под водой) и питались рыбой. Об этом говорит происхождение их названия — скорее всего, от староирландского «fo muire», то есть «под водой». Они часто упоминаются в связи со «стеклянными башнями в западном океане» — видимо, айсбергами.
Следом за фомори в Ирландию пришли фирболги (Fir Bolg — «люди с мешками») — гиганты, получившие своё название оттого, что некоторые из них были якобы порабощены греками, которые заставляли этих силачей таскать землю с низин на холмы в огромных кожаных мешках.

"В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре"