Йотуны - средоточии энтропии

Ётуны, йόтуны (от др.-исл. Jötunn — «обжора») в германо-скандинавской мифологии — инеистые великаны (турсы) семейства Гримтурсенов, дети первородного великана Имира.

"Имира плоть
 стала землей,
 стали кости горами, 
 небом стал череп
 холодного турса,
 а кровь его - морем".
(Старшая Эдда)

Ётуны жили в собственном мире, одной из плоскостей мироздания – Йотунхейме. Они отличались силой и ростом и были противниками асов и людей. Примечательно, что великанами ётуны являлись только в восприятии людей — асы не всегда уступали ётунам ростом (об этом можно судить по текстам некоторых легенд и старинным иллюстрациям к ним).
С одной стороны, ётуны — это древние исполины, первые обитатели мира, по времени предшествующие богам и людям. С другой — это жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Йотунхейм, Утгард), представители стихийных демонических природных сил, враги асов. Они во что бы то ни стало стремились отнять у последних жён — богинь Фрейю, Идунн, и волшебные атрибуты — молот Тора, молодильные яблоки Идунн, кольцо Драупнир и т. д. В конце концов инеистые великаны были побеждены асами, возглавляемыми Одином. Стоит сказать, что ётуны не единственные представители племени великанов. Помимо непосредственно инеистых великанов есть огненные (иногда их называют суртами по именно их главного предводителя Сурта), которые живут в Муспельхейме и непосредственно жители Утгарда – турсы. Интересно также отметить, что как выяснили этнологи согласно верованиям древних скандинавов Йотунхэйм и Утгард располагались на территории современной России (Кольский полуостров, Архангельская область и Республика Коми). Похожие территории также занимали другие великаны: менквы – существа финно-угорской мифологии.
По древнескандинавским легендам (Старшая и Младшая Эдда, Перебранка Локи, Речи Вафтруднира, Мёд поэзии и др.) ётуны отличались чрезвычайно злобным характером и, хотя были довольно простодушными, в отличие от искушённых и хитрых асов, некоторые из них (Вафтруднир, Мимир, Эгир) были хранителями древней мудрости. Однако большинство имело атавистичные, либо часто просто чудовищные черты (родство с чудовищами, многоглавость как у Трудгельмира), что символизировало дикую природу ётунов. Локи, сам по рождению великан, в обличье животных сходился с великанами и животными, порождал чудовищ и химер (Фенрир, Йормунганд, Хель, Слейпнир), часто демонстрируя двуполость.
В более поздних (после принятия скандинавами христианства) легендах ётуны стали отождествляться с троллями.
Считалось, что именно ётуны вызывают бури, горные обвалы и прочие стихийные бедствия. С общей антропологической точки зрения можно увидеть в йотунах преобразовавшийся древний культ природных духов, сосредоточий хаоса и энтропии, всепроникающих сил Дикой Природы, поклонение которым являлось первичным религиозным проявлением древнего человека. Их первородство по отношению к богам также олицетворяет периодизацию и смену религиозных воззрений человека от шаманизма и зоолатрии к политеизму и в конечно итоге монотеизму. Подобные существа (в первую очередь великаны) прослеживаются в мифологиях многих других народов, что наводит на мысли о возможном реальном их прототипе, когда-то населявшем Землю.